Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) санитарно-защитная зона (далее — СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, является зоной с особыми условиями использования территорий.
В главе VII и приложениях 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 приведены нормативы размеров СЗЗ согласно санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений.
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование с 1 января 2020 года, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы), с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы), с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ.
В настоящее время порядок установления СЗЗ определен постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее — постановление, правила).
В соответствии с п. 2 постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 14 правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект СЗЗ; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
В соответствии с п. 16 правил проект СЗЗ содержит:
- сведения о размерах СЗЗ;
- сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
- обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
- перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, в соответствии с пунктом 5 правил;
- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, хозяйствующие субъекты — объекты капитального строительства, являющиеся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, должны разработать проекты СЗЗ и для установления СЗЗ обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы).