Методические рекомендации

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – порядок взаимодействия государства и бизнеса, который рассчитан на долгосрочные взаимоотношения и направлен на развитие общественной инфраструктуры.

Цель ГЧП – привлечь частные инвестиции и бизнес для решения задач, преимущественно социального характера: товары, услуги, строительство объектов социального и инженерного обеспечения. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, с помощью которых государство и частный сектор извлекают взаимную выгоду. 

Законодательно установлен ряд моделей государственно-частного партнерства. 
Концессионное соглашение регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005, предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения. Концессионное соглашение предполагает договоренность, по которой частный инвестор создает или реконструирует объекты, права на которые принадлежат государству. Государство же оставляет за инвестором право использования и владения этими объектами на условиях, которые задаются при подписании Концессионного соглашения.
Соглашение государственно-частного партнерства регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. При этом предполагается, что объект соглашения – в частной собственности (при соблюдении требований, предусмотренных законодательством).

Существуют и другие модели ГЧП: энергосервисный контракт, контракт жизненного цикла и пр.

Задачи ГЧП:

  • увеличение количества инфраструктурных проектов, реализованных с использованием механизмов муниципально-частного партнерства в городском округе городе Вологде;
  • совершенствование законодательства в области ГЧП;
  • создание мер по планированию и управлению за процессами подготовки и исполнения проектов на основе ГЧП;
  • подготовка и реализация проектов ГЧП – инфраструктурных проектов, направленных на реализацию социально-экономических задач, реализуемых на основе традиционных механизмов взаимодействия государства и частного сектора;
  • подготовка и повышение квалификации сотрудников в области ГЧП.

Приоритеты в муниципально-частном партнерстве: социальная, инженерная и транспортная инфраструктура.

Признаки ГЧП:

  • долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в таких соглашениях длятся от 3 до 49 лет;
  • распределение рисков и обязанностей между партнерами;
  • полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
  • объединение ресурсов публичного и частного партнеров.

Целевые индикаторы политики городского округа города Вологды по привлечению внебюджетных инвестиций в инфраструктуру с использованием механизмов муниципального-частного партнерства.

Показатели результатов мероприятия (базовый показатель) Единица измерения  2022 год 2025 год 2030 год
Количество проектов, реализованных с использованием всех форм государственно-частного партнерства  Количество 1 2 5

 

На территории области для сопровождения проектов ГЧП, поиска и привлечения инвесторов для реализации проектов ГЧП создан Центр развития государственно-частного партнерства на базе ОАО «Корпорация развития Вологодской области».

Департамент экономического развития области является органом исполнительной государственной власти, уполномоченным:

  • обеспечение межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти Вологодской области при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Вологодская область, либо соглашения о государственно-частном партнерстве, в отношении которого планируется проведение совместного конкурса с участием Вологодской области (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации);
  • оценку эффективности проекта государственно-частного партнерства, публичным партнером в котором является Вологодская область, и определение сравнительного преимущества этого проекта в соответствии с частями 2-5 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также оценку эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества в соответствии с частями 2-5 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о государственно-частном партнерстве;
  • ведение реестра заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в обязательствах по которому является Вологодская область, либо соглашений, заключенных на основании проведения совместного конкурса с участием Вологодской области;
  • обеспечение открытости и доступности информации о заключенных соглашениях о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером в соглашении является Вологодская область.